Кофейный сектор Вьетнама пережил взлеты и падения в 2023 году
Мировые цены на кофе выросли в 2023 году, но трейдеры и экспортеры пережили стрессовый год, и международные покупатели теперь признают, что поставки вьетнамской робусты больше не безграничны, пишет Фан Минь Тонг, генеральный директор Phuc Sinh Group, ведущего экспортера кофе во Вьетнаме.
Цены на кофе начали расти в начале 2023 года. После нескольких лет застоя на уровне $1200–1400 за тонну мировые цены на кофе выросли до $1900–2000 за тонну. Все были счастливы, особенно фермеры.
С магической цифры в 34 000 донгов (1,39 доллара США) за килограмм сырого кофе цены выросли до 42 000 донгов (1,72 доллара США), а затем до 44 000 донгов (1,8 доллара США) за кг. Предложение было в изобилии, но предприятия были обеспокоены доступностью.
Вьетнам уже давно является ведущим мировым производителем и поставщиком кофе робуста, а остальной мир уже привык покупать вьетнамскую робусту по низким ценам. Обжарщики всего мира обновили свои рецепты, причем наиболее распространенным ингредиентом стала вьетнамская робуста. Известные европейские и американские бренды продавали кофе по хорошим и очень хорошим ценам при низких затратах на робусту из Вьетнама.
Покупатели кофе по всему миру были вне себя от радости, потому что запасы вьетнамского кофе были в изобилии и дешевы, и многие считали, что запасы никогда не закончатся.
После Лунного Нового 2023 года предложение оставалось стабильным, а цены на кофе колебались от 42 000 донгов (1,72 доллара США) за кг до 48 000 донгов (1,97). Впервые за 15 лет стоимость кофе выросла до нового максимума. Фермеры и мелкие поставщики продавали большие объемы продукции, и когда цена достигла 50 000 донгов (2,05 доллара США) за килограмм, практически все фермеры распродали продукцию. Торговцы и мелкие поставщики также опустошили свои склады.
Все в кофейной индустрии считали эту цену фантастической и полагали, что она не может подняться выше. Объем продаж был огромным, и торговцы кофе со складов, мелкие поставщики и крупные экспортеры предполагали, что запасов хватит.
При цене 50 000 донгов (2,05 доллара США) за кг многие крупные компании не хотели покупать, поскольку считали, что это слишком дорого по сравнению с предыдущими годами, поэтому покупали умеренно.
В это верили не только крупные импортеры кофе, но и крупные торговцы и большинство вьетнамских экспортеров считали, что кофе все еще доступен, однако в мае 2023 года поставки кофе стали очень скудными. Покупка кофе оказалась гораздо более сложной задачей, но ни экспортеры, ни обжарщики не ожидали, что Вьетнам столкнется с дефицитом кофе в 2023 году.
Это было понятно, потому что на протяжении десятилетий, когда фермеры или поставщики в сырьевых регионах говорили, что произошел неурожай, объем экспортной продукции сильно не менялся, и они всегда могли купить кофе. Если фермеры не продавали кофе, им приходилось ждать всего два-три дня, чтобы снова купить кофе. Если трейдеры не могут купить эту цену, они могут просто заплатить на 200 000 донгов (8,19 доллара США) больше за тонну, чтобы купить. Вьетнам производит 1,7–1,8 миллиона тонн кофе каждый год.
Однако в 2023 году стоимость кофе выросла, начиная с середины мая. Предложений уже не было достаточно, но ежемесячных экспортных контрактов оставалось так же много, как и прежде.
В июне 2023 года покупатели начали давить на экспортеров, и весь рынок удивился: Вьетнам закончился.
Имея многолетний опыт работы в кофейной индустрии, мы видели, что, когда кофе заканчивается, экспортерам обычно приходится ждать несколько дней или недель, чтобы получить больше, но в 2023 году этого не произошло.
Впервые за 25-30 годы были проведены многочисленные обследования районов кофейного сырья. Склады с кофе были почти пусты, всего несколько мешков, и было очень много вопросов, почему это произошло.
Международные покупатели были обеспокоены тем, что обязательства по поставке кофе остались невыполненными из-за того, что было поставлено очень мало партий кофе. Они стали нетерпеливыми. Они оказывали давление на экспортеров и организовывали визиты. Сначала они посетили представительства иностранных кофейных фирм во Вьетнаме, затем склады в сырьевых районах, а затем отправились в офисы экспортных компаний за ответами. Однако они просто получили ответ, что экспортеры попытаются закупить и доставить товар.
Фактически объем закупок был относительно небольшим, и экспортеры не могли поставлять много продукции. Итак, пришло время зарубежной материнской компании оказать давление на вьетнамский офис. Тогда обжарщики и закупщики из-за границы запросили поставки, но ситуация сложилась не очень хорошо, поскольку во Вьетнаме закончился кофе.
Впервые за более чем 20 лет работы мы увидели утомленных менеджеров по закупкам, трейдеров и кофейных брокеров. На них оказывалось давление со стороны своего начальства, а также покупателей, с которыми у них были контракты.
Экспортеры также испытывали трудности, поскольку не было кофе, который можно было бы купить, и, как следствие, не было товаров для доставки. После этого фирмы, закупающие кофе, начали требовать возмещения у экспортеров и продолжали оказывать давление. С июля по октябрь 2023 года экспортеры столкнулись с сильным давлением как со стороны покупателей, так и со стороны поставщиков. Все шатались, потому что не могли обходиться без кофе.
Международные покупатели, которые ранее были знакомы с неограниченными запасами робусты во Вьетнаме, приехали в страну, чтобы провести исследование, и были удивлены, обнаружив повсюду пустые склады кофе.
Чтобы объяснить нехватку кофе, мы должны сначала осознать, что Вьетнам быстро вырос за последнее десятилетие, а недвижимость является одним из наиболее развитых секторов. Цены на землю варьировались от 200 до 300 миллионов донгов (8 200–12 295 долларов США) за гектар в течение последних 10 лет, но сейчас они составляют 2–3 миллиарда долларов (81 967–122 950 долларов США) за гектар.
Каждый год фермеры, выращивающие кофе, продают немного земли, что в сумме составляет более 10 лет, в результате чего площади выращивания кофе резко сокращаются. После эпидемии Covid-19 в сельском хозяйстве работало меньше людей, затраты на рабочую силу выросли, а переменные погодные условия вызывают значительные изменения в сельском хозяйстве. Эти три переменные привели к значительному снижению производства кофе.
В январе 2024 года в кофейном бизнесе произошло несколько непредвиденных событий. При опросе все считали, что урожай 2023-2024 года в этом году будет сильным, и начали продавать сотни тысяч тонн заранее. Фермеры и поставщики сырья поставляли кофе в огромных количествах по цене 50 000 донгов (2,05 доллара США) за килограмм, после чего цена выросла до 52 000 донгов (2,13 доллара США) за килограмм и 54 000 донгов (2,21 доллара США) за килограмм.
Фермеры отказались поставлять товары дилерам, с которыми у них были сделки, поскольку цены на кофе продолжали расти. Трейдеры, не доставившие товары, продолжали нарушать работу складов и экспортеров, приводя в хаос кофейный сектор. В Центральном Хайленде многие кофейные предприятия обанкротились. Эта ситуация разрушила многолетнюю бизнес-модель кофейной индустрии. Многие компании-поставщики кофе в сырьевых регионах будут продолжать терпеть неудачу, что побудит экспортеров столкнуться с многочисленными проблемами и объявить о банкротстве.
Кроме того, если цены на кофе вырастут, пострадают мелкие обжарщики. Индустрия обжарки кофе также отличается высокой конкуренцией: многие мелкие и средние обжарщики вынуждены продавать кофе по дешевке, чтобы получить доступ к супермаркетам и розничным сетям. Себестоимость ресурсов растет, но отпускные цены остаются неизменными, что сигнализирует о упадке малого и среднего бизнеса по обжарке, который на протяжении многих лет полагался на недорогой вьетнамский кофе робуста.
Есть также утверждения, что фермеры жадны. Кофе стоит 78 000 донгов (3,2 доллара США) за килограмм, но его по-прежнему отказываются продавать. Следует отметить, что жадными являются все, не только фермеры. На протяжении десятилетий они продавали его недорого, и мы считаем, что это происходит естественным образом. Однако мы пришли к выводу, что ничто не вечно. У фермеров есть причины для этого, и мы должны признать ситуацию, чтобы адаптировать наш бизнес-план.
Однако, оглядываясь назад на 20-летнюю историю кофейной индустрии, мы видим, что крупные корпорации по обжарке и распространению кофе по всему миру воспользовались дешевым вьетнамским кофе для получения огромных прибылей. После десятилетий огромных прибылей они вынудили своих поставщиков, от экспортеров до торговцев, просрочить платежи на срок от 150 до 360 дней. Это кажется смешным, но это совершенно точно.
При составлении контрактов они требуют от экспортеров и трейдеров уплаты процентов за просрочку платежа от 150 до 360 дней. Транснациональные корпорации получают значительные налоговые льготы и теперь заставляют домовладельцев платить с опозданием на полгода-год. То же самое касается и крупных клиентов на рынке специй, в том числе перца. Они уже богаты, но с этой бизнес-моделью они станут еще богаче!
То же самое касается доставки. Когда урожай обильный, а потребительский спрос низкий, крупные корпорации готовы заставить экспортеров задерживать поставки на 3-12 месяцев, даже если экспортеры закупили полные склады. Если экспортеры продолжат поставки, они не получат компенсации, и трудно утверждать, что их склады заполнены, когда их клиенты тратят меньше. Однако когда происходит обратное и им требуются поставки, они очень сильно на нас давят.
Вести бизнес уже сложно, и становится все труднее. Экспортным предприятиям ничего не остается, как принять это безвозмездно.
Однако в жизни всегда были свои причины. После 2023 года потребители поймут, что вьетнамская робуста больше не безгранична, и им придется обратить пристальное внимание на рынок Вьетнама. И ответ заключается в том, что для долгосрочной устойчивости кофейной индустрии и покупатели, и продавцы должны проявлять уважение к кофе, производителям кофе и регионам выращивания. Чтобы ответственно развивать эту отрасль, крупные кофейные фирмы по всему миру должны быть менее жадными и сотрудничать с экспортерами и фермерами, выращивающими кофе.
Источник: The Investor
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Мировые цены на кофе выросли в 2023 году, но трейдеры и экспортеры пережили стрессовый год, и международные покупатели теперь признают, что поставки вьетнамской робусты больше не безграничны, пишет Фан Минь Тонг, генеральный директор Phuc Sinh Group, ведущего экспортера кофе во Вьетнаме.
7 минут назад
Производство редкоземельных металлов во Вьетнаме в 2023 году, оцениваемое в 600 тонн, снизилось на 50% по сравнению с 2022 годом, согласно данным США. Отчет Геологической службы "Mineral Commodity Summaries 2024".
1 день назад
Министерство промышленности и торговли предложило повысить цены на электроэнергию в этом году после повышения их на 7,5% в прошлом году, чтобы сократить потери национальной энергетической компании Вьетнама (EVN).
6 дней назад
Последние предложения Samsung, Galaxy S24, S24 + и S24 Ultra, доступны у дистрибьюторов с разницей в ценах, которые на 27,7% ниже, чем те, что указаны на веб-сайте компании.
1 неделю назад
За последние три года вьетнамская индустрия морепродуктов продемонстрировала высокую устойчивость и адаптивность, несмотря на колебания мирового спроса и, порой, сложные местные условия. По мнению экспертов RMIT Vietnam, отрасль имеет возможности, но сталкивается с вызовами.
1 неделю назад
Рынок недвижимости Вьетнама сталкивается с нехваткой проектов в доступном сегменте по цене в размере 25 млн. донгов (1018 долл. США) за квадратный метр, но в основном в среднем и высоком классе сегментов по цене от 25-70 млн. донгов (2850 долл. США) на квадратный метр.
1 неделю назад
Шоколадные плитки Alluvia, изготовленные из вьетнамских какао-ингредиентов, в красивой упаковке экспортируются в Японию и Тайвань.
По данным Министерства финансов, налоговые поступления Вьетнама от продажи лотерей достигли рекордно высокого уровня в 45,8 трлн донгов (1,9 млрд долларов США) в прошлом году.
2 недели назад
В течение последних 20 лет валютный рынок Вьетнама функционировал без резких колебаний курса.
2 недели назад
Ассоциация автопроизводителей Вьетнама (VAMA), не включая VinFast и Hyundai, продала 301 989 автомобилей в 2023 году, что на 25% меньше в годовом исчислении.
3 недели назад