Для развития автомобильной промышленности Вьетнама остаются барьеры
Отчет о конкурентоспособности вьетнамской автомобильной промышленности, опубликованный в конце 2021 года, показывает, что в период 2017-2019 годов ведущими производителями автомобилей с количеством мест менее 9 были иностранные бренды.
В 2017 году Toyota Vietnam была лидером рынка с долей рынка 31,2%; за которой следует компания Truong Hai с брендами Kia, Mazda и Peugeot, на долю которой приходится 19,21% рынка. В 2018 году Thanh Cong Group с брендом Hyundai поднялась на второе место с долей рынка 20,5%. В 2019 году бренд Hyundai занял лидирующую позицию с долей рынка 29,64%, опередив Toyota.
В сегменте легковых автомобилей ведущими фирмами являются Truong Hai (Thaco), Do Thanh, Samco, Tracomeco, Haeco, Daewoo и Vinamotor. Thaco постоянно доминирует на рынке, занимая долю более 40%, за ним следует Do Thanh с долей рынка более 20%.
В сегменте грузовых автомобилей в период 2014-2016 годов лидером была компания Thaco с 45% долей рынка. В 2017-2019 годах на рынке грузовых автомобилей появились новые бренды, такие как Hyundai Thanh Cong, Chien Thang, Hoa Mai, но Thaco по-прежнему занимает первое место с долей рынка более 40%. В течение всего периода Hino, Isuzu и Thaco всегда были тремя самыми популярными продуктовыми линейками во Вьетнаме.
В отчете говорится, что автомобильный рынок Вьетнама характеризуется высокими барьерами для новых участников, а также большим инвестиционным капиталом, поэтому существует не так много предприятий, способных конкурировать. Это приводит к высокой концентрации, которая может породить антиконкурентное поведение. Он также требует от антимонопольных органов осуществлять мониторинг, оценку и тщательный анализ антиконкурентной практики.
С 2017 года к условным инвестициям и направлениям бизнеса добавились автопроизводство, сборка, импорт и услуги по техническому обслуживанию автомобилей. Это вызвало споры, причем было два противоположных мнения.
Первая точка зрения заключается в том, что автомобили - это высокотехнологичные продукты со сложной структурой и большой стоимостью. Качество автомобилей в значительной степени влияет на жизнь человека, его здоровье, безопасность движения и охрану окружающей среды. Поэтому к данному продукту необходимо применять бизнес-условия.
Вторая точка зрения утверждает, что автомобильное производство, сборка, импорт и техническое обслуживание автомобилей не должны быть включены в список условных направлений бизнеса, поскольку уже существует достаточное количество нормативных актов и стандартов для контроля.
Преодоление барьеров
Наконец, Постоянный комитет Национального собрания согласился с предложением правительства, и правительство издало указ 116/2017 ND-CP. Соответственно, предприятия, производящие, собирающие и импортирующие автомобили, а также предоставляющие услуги по техническому обслуживанию автомобилей во Вьетнаме, должны получить лицензию на строгих условиях.
Для предприятий по производству и сборке автомобилей они должны иметь заводы, технологические линии, линии проверки качества, линии тестирования автомобилей и объекты технического обслуживания автомобилей. Для предприятий, которые импортируют автомобили, они должны иметь предприятия по техническому обслуживанию автомобилей, а также письменное подтверждение права действовать от имени иностранных автопроизводителей и сборщиков для отзыва импортированных автомобилей во Вьетнаме.
Из-за этого постановления многие коммерческие предприятия, импортирующие автомобили CBU, сразу же исключаются из рынка. Что касается отечественного производства и сборки автомобилей на 9 мест и менее, то здесь есть только Vinfast.
С огромными капиталовложениями в размере более 1 млрд долларов США компания Vinfast запустила в 2019 году три модели с двигателями внутреннего сгорания.
Занимая 11% доли рынка автомобилей с 9 посадочными местами и менее, из-за больших инвестиций и высоких налогов этот производитель терпел огромные убытки. В 2020 году Vinfast понесла убытки в размере более 10 000 млрд донгов, а во второй половине 2021 года - 11,3 трлн донгов. Чем больше автомобилей она продавала, тем больше несла убытков. В начале 2022 года компания объявила о своем отказе от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, чтобы сосредоточиться на электромобилях.
Недавно правительство приняло постановление 02/NQ-CP 2022 с целью улучшения бизнес-среды и повышения национальной конкурентоспособности в 2022 году.
По мнению эксперта Нгуен Динь Кунга, эта резолюция имеет новый и лучший подход. Предыдущие постановления в основном требовали сокращения условий ведения бизнеса, в то время как в новом постановлении четко прописано сокращение "списков и строк" условных предприятий и инвестиций.
За прошедшее время условия ведения бизнеса во Вьетнаме значительно улучшились, но эксперт Нгуен Динь Кунг отметил, что они не были существенными, и все еще существует множество барьеров. Большинство условий ведения бизнеса, которые были сокращены и упрощены, относятся к этапу, когда предприятие вступило в эксплуатацию, или когда предприятие осуществляет конкретные виды деятельности. На более ранних этапах, от возникновения бизнес-идеи до принятия решения об инвестировании в проект или создании бизнеса, все еще существует множество барьеров.
Было много предложений по сокращению и упрощению, но они не были реализованы государственными органами управления. Поэтому новые правила помогут сделать бизнес-среду более открытой, устранить барьеры и облегчить выход предприятий на рынок, сказал эксперт Нгуен Динь Кунг.
Инсайдеры спрашивали, нужно ли в новой ситуации сохранять автопром в списке условных инвестиций и направлений бизнеса?
Источник: VietnamNet
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Розничные цены на бензин во Вьетнаме снизились на 1 020-1 120 донгов ($0,05) за литр в понедельник, седьмое подряд падение с начала июля.
Вьетнам намерен импортировать из Лаоса не менее 3000 и 5000 мегаватт электроэнергии в период 2020-2025 и 2025-2030 годов, соответственно, согласно меморандуму о взаимопонимании (МОВ) между правительствами двух стран.
7 часов назад
Последняя оценка стоимости скоростной автомагистрали между Хошимином и пограничным пунктом Мок Бай с Камбоджей составляет 16,73 трлн донгов (709,9 млн долларов), что на 6 трлн донгов (255 млн долларов) больше, чем в конце 2019 года.
9 часов назад
Существует большой риск того, что криптовалюты будут использоваться во Вьетнаме для отмывания денег, поскольку нет правовой базы для их регулирования, сказал законодатель.
4 дня назад
Офисные здания в Хошимине, прошедшие экологическую сертификацию, получают арендную плату на 18% выше, чем здания без аккредитации за эквивалентную площадь, сообщает компания Knight Frank Vietnam, предоставляющая услуги в сфере недвижимости.
4 дня назад
По данным Всемирной ассоциации производителей лапши быстрого приготовления (WINA), Вьетнам обогнал Республику Корея (РК) и стал лидером по потреблению лапши быстрого приготовления на душу населения в мире в 2021 году.
4 дня назад
Государственный банк Вьетнама (SBV) предоставит больше кредитных квот “здоровым банкам”, поскольку многие кредиторы выполнили свои кредитные лимиты.
5 дней назад
Кредитное рейтинговое агентство Moody's повысило рейтинг Вьетнама с Ba3 до Ba2 благодаря растущему экспорту и производственному сектору и изменило прогноз с позитивного на стабильный.
Пакет мер по восстановлению экономики Вьетнама в размере 350 трлн донгов ($14,86 млрд), созданный для стимулирования роста после двух лет Covid-19, был освоен на 16% после восьми месяцев.
6 дней назад
Иностранные банковские группы ускорили темпы своего расширения во Вьетнаме, где рынок и растущее молодое население являются движущей силой экономики.
6 дней назад