Москва, Mск 07 апреля 2020 Контакт
Vietnews.ru
Главная Культура Вьетнамский цирк: Пора возмужания

Вьетнамский цирк: Пора возмужания

Рубрика: Культура - 23.02.2020 62 (Читать 1 мин.)


Свежий ветер с моря ворвался в вечерний Ханой, развеял духоту тропической ночи, заблудился в городских улочках и, наконец, пойманный, захлопал брезентовым куполом, напоминая слова песни: «Мягкими крыльями тихо взмахнул шапито».

Цирк во вьетнамской столице расположен рядом с парком имени Ленина — любимым местом отдыха горожан. Каждый вечер у его шатра можно наблюдать одну и ту же картину. Сотни ханойцев и гостей города оставляют свои велосипеды на специальной стоянке и, минуя светлячками горящие в ночи фонарики продавщиц мороженого и орехов, спешат на очередное представление. Лишних билетов нет, ведь во Вьетнаме все — и стар и млад — очень любят волшебное действо, которое зовется цирк.

Первые упоминания о цирке во Вьетнаме относятся к X веку. Тогда при дворе вьетнамских властителей, свидетельствует летопись, было дано представление, включавшее хождение по канату, акробатику на бамбуковых шестах и на лошадях, борьбу. Подобные представления давались каждый год в одиннадцатом месяце по лунному календарю.

Последующие упоминания о цирке относятся к XIV, XVI, XVII векам. В программах появляются номера на ходулях, начинают участвовать дрессированные животные. Цирковые артисты часто сопровождают свои выступления кукольными представлениями.

С 1884 года Вьетнам вступает в мрачную полосу колониального развития. Гонения французских колонизаторов на национальную культуру коснулись и цирка. И только в начале нашего века появляются бродячие труппы, кочующие из города в город, из общины в общину.

В 20-х годах возникает ряд коллективов, оставивших себе добрую память, в том числе труппа «Молодой Аннам» (так французы называли центральную часть Вьетнама) и труппа «Вьетнам», артисты которой создали много номеров с дрессированными животными.

Свое второе рождение вьетнамский цирк получил только после победы Августовской революции и окончания войны сопротивления против французских колонизаторов. В январе 1956 года Министерство культуры приняло решение о необходимости развития в стране циркового искусства.

— С того времени оно обрело вторую молодость, — говорит директор ханойского цирка Нго Иенг. — Возможно, я и пристрастен, но цирк, на мой взгляд, — самое популярное искусство у нас в народе, так как предназначен для людей всех профессий и возрастов. Это накладывает на нас особую ответственность перед зрителями. И нужно сказать, что билеты на наши представления достать нелегко. А это — высшая оценка для артистов.

Сейчас в СРВ только три шапито. Одно из них было подарено Советским Союзом сразу после освобождения Южного Вьетнама в 1975 году и раскинуло свой шатер в городе Хошимине. Два других — подарок Польши. Они получили прописку в Ханое и Хайфоне.

Цирковые труппы часто гастролируют по стране и являются желанными гостями в любой части республики. Часто по просьбе местных жителей цирковые коллективы дают дополнительные представления с выездом на места, и тогда артистам и служащим цирка приходится самим собирать и устанавливать огромный шатер шапито. Но делают они это весело и с энтузиазмом. Ведь если по-настоящему любишь свое дело, — не страшны никакие трудности.

Впрочем, гастролирует вьетнамский цирк не только по своей стране. Его артисты уже выступали почти во всех социалистических странах, а также в Кампучии, Норвегии, Швеции, принимали участие в ряде международных программ в Советском Союзе.

— К советскому цирку я отношусь с особой теплотой и считаю его лучшим в мире, — сказал мне Нго Нгок Иенг, — мы многому научились у советских артистов и стараемся перенять их богатейший опыт. Кроме того, наши друзья из СССР оказывают нам большую помощь оборудованием и техникой, так необходимыми для интересных цирковых представлений. А недавно во Вьетнам приезжал генеральный директор Всесоюзного объединения «Союзгосцирк» А. А. Колеватов, с которым мы обсудили вопросы расширения нашего сотрудничества и помощи вьетнамскому цирку.

Советский Союз оказывает СРВ большое содействие и в подготовке кадров для цирка. Еще в 1966 году первая группа вьетнамских артистов поехала учиться в Москву. Одни из них и сейчас продолжают выступать на манеже, радуя зрителей своим искусством, другие стали преподавателями и режиссерами. Всего с 1966 года в СССР учились и учатся в настоящее время около 80 артистов из братского Вьетнама.

А в 1980 году двадцать девять юношей и девушек из СРВ приехали в Новосибирск. Перед ними была поставлена сложная и ответственная задача: подготовить отдельные номера и разножанровую программу в двух отделениях. На все было отведено около полугода. Это очень маленький срок, если учесть, что обычно отдельный номер ставится восемь месяцев, а групповой — не менее года. Кроме того, впервые в истории советского цирка предстояло подготовить полную цирковую программу для зарубежных артистов.

Главный режиссер Новосибирского цирка Николай Тарасов установил напряженный график репетиций. Вьетнамские артисты и советские преподаватели работали с десяти часов утра до восьми часов вечера. Предприятия Новосибирска охотно помогли изготовить реквизит.

Яркое и красочное представление, родившееся в Советском Союзе, в настоящее время с большим успехом идет в Ханойском цирке. Оно получило высокую оценку центральных газет, деятелей искусства и зрителей. В программе — роликобежцы и канатоходцы, акробаты на перекладине и на качелях, иллюзионисты и жонглеры и много других интересных номеров, которые отличают виртуозность и четкость исполнения, любовь к своему делу. Одобрительные аплодисменты и общий дружный смех сопровождают выступления клоунов (артисты Туан Нят и Лыу Ан). Красочные костюмы, добротные аппаратура и реквизит способствуют успеху представления.

— Мы никогда не забудем время, проведенное в Советском Союзе, — говорит акробат Хунг Чанг, — и от всей души благодарны советским педагогам и артистам, щедро делившимися с нами секретами мастерства. Атмосфера дружбы, царившая на репетициях, помогла нам даже приспособиться к непривычной для вьетнамцев суровой сибирской зиме. Мы очень рады, что вьетнамо-советское сотрудничество получило свое развитие и в области циркового искусства. А режиссера Николая Тарасова я хочу еще раз поздравить с высокой оценкой его труда правительством СРВ — награждением медалью «Дружба».

Во Вьетнаме есть и другие интересные программы, пользующиеся большим успехом в стране. В мае нынешнего года в Ханое прошел первый фестиваль циркового искусства. Коллективы республики вынесли на суд жюри и зрителей свои лучшие номера. Фестиваль выявил их достоинства и недостатки, позволил определить направления дальнейшего развития циркового искусства страны. Он стал настоящим праздником для артистов и зрителей. И все-таки хотелось бы высказать ряд пожеланий. Так, еще недостаточно используются возможности создания номеров на национальной вьетнамской основе. Отсутствуют номера в стиле «ретро», которые могли бы познакомить зрителей с историей вьетнамского цирка двадцатых годов. Номера с участием дрессированных животных тоже являются пока редкими гостями в программах вьетнамских артистов. Эти недочеты — следствие быстрого развития искусства манежа, своеобразная «болезнь роста».

Вьетнамский цирк переживает сейчас этап возмужания, завоевывает все большую популярность, приобретает новых поклонников. Создаются интересные номера и программы, готовятся молодые артисты. В следующей пятилетке в городах Ханое и Хошимине откроются два новых здания цирка. Одним словом, глядя в сегодняшний день вьетнамского цирка, можно с уверенностью предсказать ему прекрасное будущее.

Ханой. ЕВГЕНИЙ ЛЕНГ

Источник: ruscircus.ru

Тэги:
Поделиться:

Похожие новости

Тэги