Vietnews.ru

Продажи КАМАЗа «переезжают» из Казахстана во Вьетнам

См. также:

Напомним, месяц назад ПАО «КАМАЗ» обнародовало бухгалтерскую отчетность, из которой следовало, что за три квартала 2015 года выручка компании упала на четверть до 52,7 млрд. рублей — до уровня 2010 года. При этом завод зафиксировал 2,02 млрд. рублей чистого убытка против 1,52 млрд. рублей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Сравнимый убыток в последний раз завод получил в 2011 году — потери достигли 2,7 млрд. рублей.

 

Опубликованный на днях отчет концерна по РСБУ содержит производственные показатели, в которых разбирался «БИЗНЕС Online». Впрочем, некоторые моменты были известны заранее: как, например, то, что по итогам 9 месяцев продажи КАМАЗа на российском рынке упали на 39,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Причины лежат на поверхности: это кризисное снижение деловой активности в стране, сокращение инвестиций в основной капитал потенциальными покупателями грузовиков, падение объемов строительных работ и т. д. Как следствие, челнинцы реализовали только 13,8 тыс. грузовиков (полной массой 14 - 40 тонн — 13,6 тыс. единиц, среднетоннажных автомобилей массой 8 - 14 тонн — 202 единицы).

Любопытны нюансы экспортных поставок КАМАЗа. Эксперты в начале года предполагали, что ближнее и дальнее зарубежье «поможет» челнинцам, но эти надежды не оправдались: экспорт автомобилей и сборно-кузовных деталей остался почти на уровне прошлогодних 9 месяцев — 2957 автомобилей и 747 единиц СКД.

Предполагалось, что девальвация принесет заводу солидные экспортные барыши, однако этого не случилось — значительно упали продажи в большинстве стран СНГ, на долю которых традиционно приходится львиная доля зарубежных поставок. Сильнее всего подвел Казахстан, который существенно сократил госбюджет на покупку машин. Что, в общем-то, неудивительно: в середине года у наших соседей почти в два раза обесценилась национальная валюта. Как следствие, в Казахстан за 9 месяцев челнинцы отправили 1254 единицы техники (610 автомобилей и 644 СКД), что на 52,3% ниже показателей аналогичного периода прошлого года (2631 автомобиль и СКД).

«Большинство частных казахстанских компаний воспользовались подешевевшей из-за обвала рубля российской техникой в основном для покупки подержанных автомобилей и спецтехники, — рассуждает генеральный директор консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов. — А вот крупные предприятия, видимо, не успели купить новую у российских автопроизводителей, поскольку такие инвестиции планируются минимум за полгода-год. К тому же в ожидании собственной девальвации многие отложили крупные покупки».

Структура экспорта автотехники КАМАЗа

 

9 месяцев 2014 года

9 месяцев 2015 года

Изменение

Автомобили, шт.

2 695

2 957

+9,7 %

СКД, шт.

1 065

747

-29,9 %

Итого, шт.

3 760

3 704

-1,5 %

География экспорта автотехники КАМАЗа

 

9 месяцев 2014 года

9 месяцев 2015 года

Изменение

СНГ, шт.

3 171

2 581

-18,6 %

Дальнее зарубежье, шт.

589

1 123

+90,7 %

Итого, шт.

3 760

3 704

-1,5 %

Ярко выраженным исключением среди бывших советских республик стал Туркменистан, который воспользовался падением рубля и закупил в 10 раз больше техники КАМАЗа: 854 единиц против прошлогодних 76. Однако туркмены в одиночку не смогли компенсировать проседание рынка в целом: по итогам трех кварталов доля стран СНГ составила 69,7% от экспортных продаж (2581 единица автотехники и СКД), что существенно ниже показателя за аналогичный период прошлого года — 84,3% (3171 единица).

КУРС НА ВЬЕТНАМ

Напротив, продажи КАМАЗа в страны дальнего зарубежья выросли почти вдвое. За 9 месяцев компания продала в страны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки 1123 единицы автотехники и СКД (годом ранее — 589). «Застрельщиком» стал Вьетнам, закупивший сразу 435 единиц техники и СКД вместо 150 за весь прошлый год. Как пояснили на предприятии, продажи удалось увеличить за счет подписанного в этом году межправительственного соглашения Вьетнама и России, которое предполагает создание зоны свободной торговли и сразу ознаменовалось знаковыми сделками.

Ранее КАМАЗ неоднократно жаловался, что в этой стране (где, к слову, есть сборочный завод с почти 40% доли российского автопроизводителя) трудно продавать технику, поскольку таможенная пошлина на нее составляет до 70%. Как решается сейчас эта проблема с учетом «дрейфа» государств друг к другу, пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев пояснить отказался, сославшись на преждевременность такой информации. Также он затруднился сообщить, насколько снизилась цена на продукцию завода на внешнем рынке из-за валютных пертурбаций.

«Это снижение, безусловно, есть, и оно всюду разное. Условно говоря, мы можем делать цены гибкими, потому что рубль подешевел в два раза, а рублевые расходы у нас повысились намного в меньшей степени ввиду высокого уровня локализации продукции — она достигает и 80, и 100 процентов на отдельных моделях», — пояснил пресс-секретарь компании. По его словам, резко нарастить экспорт в этом году было невозможно — это требует разветвленной сети сервисных центров в регионах присутствия. «А упасть он мог бы еще больше, если бы мы в различных странах ранее не развивали такую сеть. Вот, например, Туркменистан и Литва (в страну продано 198 единиц техники — прим. ред.) воспользовались именно эффектом девальвации, купив у нас больше, чем ранее», — рассуждает Афанасьев.

f99687dd71_1422932181.jpg
 

Если бы не активизация маркетинга в этом году, продажи в дальнее зарубежье вообще могли бы обвалиться до минимума, считает исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. «Но в будущем есть и экспортные риски, как девальвация национальных валют в странах СНГ, сокращение госрасходов стран, зависимых, как и мы, от стоимости нефти, это также конфликт в Сирии и обострение обстановки в Афганистане», — добавляет он.

Чтобы диверсифицировать эти риски, сейчас КАМАЗ ведет переговоры о размещении сети автосервисов, дилерских центров или производств в нескольких странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, сообщил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

ЧЕЛНИНЦЫ «ПОДБИРАЮТ» ПАДАЮЩИЙ РЫНОК НА НОВЫХ МОДЕЛЯХ И ГОСЗАКУПКАХ

Впрочем, в любой ситуации при желании можно найти позитив, не преминули сделать это и челнинцы. Во-первых, находят подтверждение признаки стабилизации ситуации: если по результатам первого полугодия продажи КАМАЗа сокращались более чем в два раза, а по итогам трех кварталов — на 40%, то к 1 ноября падение замедлилось до 35%. Помимо прочего компания отмечает, что в целом рынок тяжелых грузовиков за 10 месяцев просел на 50%, что позволило челнинцам увеличить свою долю в этом ключевом сегменте до 56,5% (год назад она составляла 43,2%).

Напомним, что основными конкурентами КАМАЗа являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «Урал», ПАО «АвтоКрАЗ», а также производители из стран дальнего зарубежья: Iveco, MAN, Mercedes, Scania, Volvo, DAF, Renault. Все «иностранцы», кроме последних двух, имеют в России локализованные производства.

Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн
(изменение доли рынка)

№ п/п

Наименование

Страна регистрации

Доля на рынке, %

2010

2011

2012

2013

2014

9 месяцев 2015 года

1

ПАО «КАМАЗ»

Россия

46,8

38,4

33,5

44,7

45,6

56,1

2

ОАО «МАЗ»

Беларусь

9,5

11,1

12,8

9,3

9,5

5,2

3

ОАО «АЗ «Урал»

Россия

178

10,7

4,9

6,0

7,8

15,5

4

ПАО «АвтоКрАЗ»

Украина

0,8

0,7

0,5

0,3

0,4

0,3

5

Автомобили иностранного производства

Разные

25,1

39,1

48,3

39,7

36,7

22,9

Более успешные, нежели у конкурентов, продажи в самой компании связывают с девальвацией рубля, сыгравшей на руку отечественным производителям, сокращением собственных издержек и, наконец, выходом в свет новых моделей грузовиков.

«Новый модельный ряд достаточно удачный, он нашел своего потребителя, — сказал заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Сергей Афанасьев. — Плюс то, что в нынешней экономической ситуации наши коллеги из «большой семерки» выпали из конкурентного ценового диапазона — и нам стало работать комфортнее. Наша машина («КАМАЗ-5490»), наверное, лучшая в своем сегменте по соотношению цены и качества».

Упомянутый «КАМАЗ-5490» с двигателем Daimler экологического уровня «Евро-5», выпущенный в этом году и снабженный автоматической коробкой передач, осенью демонстрирует лучшую динамику в «индивидуальном зачете». Если в августе было продано только 130 этих грузовиков, то в октябре — уже 246. Также завод делает ставку на две модели грузовиков, созданных в сотрудничестве с немцами: седельного тягача «КАМАЗ-65206» и бортового магистрального автомобиля «КАМАЗ-65207». Кроме того, дочернее предприятие автогиганта ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» запустило производственную линию по выпуску мусоровозов Zoeller, востребованных в регионах.

Также предприятие рассчитывает на инвестпроекты по импортозамещению. Например, до конца года будет начат выпуск собственных мостов для модели «КАМАЗ-6560», что снизит его себестоимость.

На руку КАМАЗу сыграли не только технологические, но и сугубо административные нововведения. «Полагаю, что в немалой степени им помогли госзакупки, ведь с этого года импортные автомобили к ним не допускаются, — считает генеральный директор консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Впрочем, число проданных по конкурсам муниципалитетам и госорганам автомобилей они не афишируют, но понятно, что среди российских автопроизводителей конкурентов практически нет по их функционалу».

Мнение эксперта подтвердил пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев, по словам которого муниципалитеты и госорганы и в самом деле в этом году стали активнее закупать продукцию автоконцерна. «Их при этом интересует спецтехника на газовых двигателях, которой в этом году произведено уже 1000 штук против 600 в прошлом году. Стоят они не дешевле, но зато обслуживание в силу недорогого газа экономичнее в два раза», — говорит Афанасьев.

В частности, в этом году КАМАЗ подписал соглашение с правительством Брянской области о замене муниципального транспорта с двигателями стандартов топлива «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3» на грузовики и автобусы с двигателем «Евро-4», «Евро-5» (общая сумма сделки не разглашается). Повышенным спросом в этом году у муниципалов стали пользоваться и автобусы «НЕФАЗ», которые выпускаются на камазовской платформе с газовым двигателем. Да и в целом КАМАЗ намерен расширять модельный ряд перспективной «газовой» техники, спрос на которую растет на большинстве предприятий России и СНГ.

74735.JPG
 

МИНУС 2 ТЫС. РАБОТНИКОВ И 1,3 МЛРД. РУБЛЕЙ ЗАРПЛАТЫ

Подобный «экономный» подход понятен: пусть челнинцы из-за подешевевшего рубля оказались и в более выгодном положении, чем их «забугорные» коллеги, но и их продукция дорожает. За 9 месяцев 2015 года стоимость одного условного машинокомплекта выросла на 15%, в том числе на комплектующие изделия (с учетом импорта) — на 22%, на металлы — на 3%, на материалы — на 38%.

Неудивительно, что компанией был введен жесткий режим экономии. В частности, как рассказал Олег Афанасьев, концерн реализовал программу повышения энергоэффективности вплоть до того, что почти на всех 150 предприятиях группы во время обеденного перерыва в рабочих цехах выключают свет.

Правда, управленческие расходы при этом остались практически на прежнем уровне: 3,39 млрд. рублей за 9 месяцев против 3,43 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года. Зато более 1,3 млрд. рублей КАМАЗ сэкономил на зарплатах работникам, которым в этом году то и дело приходилось отправляться в вынужденные простои.

Наименование показателя

9 месяцев 2015 года

9 месяцев 2014 года

Средняя численность работников, чел.

34 578

36 662

Фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период, руб.

8 138 164 484

9 468 912 935

Выплаты социального характера работников за отчетный период, руб.

43 319 597

83 290 507

При этом, как следует из отчетности КАМАЗа, средняя численность его сотрудников за 9 месяцев сократилась на 5,7%, или на 2084 человек, а средняя зарплата снизилась на 8,7%: с 28,7 тыс. рублей до 26,2 тыс. рублей. Слегка подсластить эту пилюлю может лишь то, что в конце октября гендиректор компании Когогин своим приказом отменил с ноября неполную рабочую неделю. Возвращение к обычному графику компания связала с ростом заказов.

Насколько устойчив будет этот рост, вряд ли кто-то рискнет сказать — слишком уж хрупка и неустойчива макроэкономическая обстановка в стране, которая может поменяться во мгновенье ока. Компания рассчитывает, что по итогам года падение собственных продаж сократится до 25 - 35%. Проект бизнес-плана КАМАЗа на следующий год пока не готов, однако и без него ясно, что серьезного рывка не предвидится. Ведь известно, что рынок грузовых автомобилей «отзеркаливает» состояние экономики: если ВВП страны растет меньше 2% в год, продажи резко падают, при увеличении продукта на этом уровне — стагнируют, а расти начинают лишь при росте ВВП свыше 4%. Так что даже при самых оптимистичных прогнозах КАМАЗу, как и другим производителям, стоит «закладываться» на стагнацию производства.

Источник



ПОХОЖИЕ СТАТЬИ